Цель профориентационной работы школы на 2024-2025 учебный год:
• оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе самоопределения и выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
• сформировать положительное отношение к труду;
• научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
• научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
• научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
• выработать систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с местными предприятиями.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Профессиональная ориентация в школе — это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, учителями-предметниками.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
• Профессиональная информация: включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
• Профессиональное воспитание: включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
• Профессиональная консультация: изучение личности учащегося, носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Формы работы:
• профориентационные уроки;
• экскурсии;
• классный час по профориентации;
• встречи со специалистами;
• родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:
• участие в предметных олимпиадах;
• участие в конкурсах, проектах, мероприятиях, соревнованиях различной направленности;
• анкетирование и тестирование старшеклассников;
• профориентационные опросники;
• профориентационные игры.
Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:
экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;
посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями (совместно с Центром занятости);
посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;
содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул;
расположение информационных материалов по профориентации на школьном сайте.
Статья Самые востребованные профессии
💼 Многообразие форм взаимодействия колледжа и школы как залог успеха профориентационной работы
Представления молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, процесс принятия решений о выборе профессии у современных подростков бывает спонтанным и непродуманным, зачастую подростки поступают в какое-либо учебное заведение «за компанию» или по совету родителей, или знакомых. Поэтому основной задачей педагогов любого колледжа является совершенствование профориентационной работы. Кроме того, работа по профессиональной ориентации – это осознанная необходимость в деятельности колледжа для обеспечения выполнения контрольных цифр приема по заявленным профессиям и специальностям.